2025-01-08 MoscowTimes HaiPress
Сегодня Рождество! Российские православные отмечают его в день,становящийся все менее распространённым (или,если иначе,привычным) для этого праздника.
Партиарх Кирилл повернулся от Начальника жизни к своему настоящему начальнику
Московская патриархия
Спереходом Украины в2023 году напразднование одного изглавных христианских праздников 25декабря Русская православная церковь осталась одной изтрех крупных православных церквей,придерживающихся юлианской календарной традиции— ейследуют еще Сербская иГрузинская церкви. Это состояние обособленности— выход изкоторого,намой взгляд,врядли будет когда-то найден,— вызвано как спецификой православной церковной традиции,так иопытом московско-российской государственности.
Янеспециалист вцерковной истории,новзгляд стороннего наблюдателя подталкивает меня квыводу,что фундаментальным различием католичества иправославия выступает ихотношение ксветской власти— и,соответственно,кнациональному самоопределению. Крах Римской империи назападе Европы нестер памяти окогда-то великом государстве,итем самымсделал Рим воображаемым центром той части мира,аего первосвященника— равным повлиятельности светским властителям. (Инестоит забывать,что долгие столетия онктомуже являлся главой суверенного государства— Папской области.) Вборьбе универсальной духовной ипартикуляристских светских властей сформировалась европейская цивилизация,основанная напринципе баланса интересов власти иобщества,атакже наидеях правового порядка.
Напротив,сформировавшийся вВизантии подчиненный поотношению кцентрализованной светской власти характер православной церкви привел втому,что вновое время произошла «национализация» церковных практик ввиде многочисленных поместных церквей,кконцу ХIХ векa копировавших порегиону своего распространения границы национальных государств илишь впорядке исключения снисходивших досоплеменников,волею судеб оказавшихся вдругих странах.
Всообществе православных церквей особое место исторически занимала Русская церковь: всилу размеров Московского царства,Российской империи иСоветского Союза она окормляла многонациональную паству ипретендовала насоединяющий элемент имперской конструкции (хорошо известно,что московские государи считали своё царство «третьим Римом»). Это качество РПЦ вполне осознавали нетолько российские государи,ноиправители Советского Союза,икзавершению его истории в1991 году Русская православная церковь пришла единственной поместной православной церковью,чья каноническая территория заметно выходила запределы и«титульного» государства,ипространства «русского мира» как ареала расселения представителей русского этноса,идаже мест,вкоторых большинство жителей называли себя русскими. Времена коммунистического террора против священнослужителей РПЦ иихпаствы создали предпосылки для сохранения еёкак наднациональной (имежгосударственной) структуры,которой вправославии вподобном виде никогда прежде несуществовало.
Нобеспрецедентный характер этой задачи несоответствовал политическим иморальным качествам русского духовенства.
Его выбор был сделан впользу традиционного сервильного подхода,имосковские первосвященники сначала встроились всистему государственного управления Российской Федерацией,азатем стали обслугой репрессивной иэкспансионистской государственной машины. Результаты незаставили себя ждать: если первоначально заметное укрепление позиций РПЦ вроссийском обществе вызвало притяжение кней массы новых верующих (идаже привело в2007 году кобъединению сРусской православной церковью заграницей,существовавшей отдельно почти сто лет),тососменой патриарха (Алексия Второго наКирилла) ситуация резко поменялась.
Довольно быстро Московский патриархат стал рассматриваться напостсоветском пространстве как инструмент вмешательства Кремля вдела суверенных государств (сначала 2000-х годов РПЦ фактически контролирует Абхазскую православную церковь,аеедействия вУкраине после 2014 года стали небезосновательно рассматриваться как распространение влияния враждебного правительства). Впредрождественские дни 2019 года Украинская православная церковь получила статус автокефальной,азанесколько месяцев доэтого вМоскве приняли решение оразрыве евхаристического общения сВселенским патриархатом— заего приготовления кданному акту.
Изоляция РПЦ все более очевидна – помере того как Московский патриархат неуклонно и последовательно поддерживает захватнические войны и империалистические нарративы. В католицизме войны безоговорочно осуждаются – как минимум современ Бенедикта XV,который говорил оПервой мировой войне как о«бессмысленной бойне» и«суициде Европы».(Тут нужно еще напомнить,что католики взяли курс нарукоположение всвященники иепископы представителей коренных народов современ энциклики Rerum Novarum,выпущенной задолго докрушения европейских колониальных империй.) Перспективы РПЦ превратитьсявсовременную церковь,способную достойно ответить навызовы XXI века,ничтожны. А ееприверженность давно забытому мирскими властями юлианскому календарю только подчеркивает все более архаический характер русского православия.
Яначал эту колонку супоминания,что внаше время только три имеющих значительное количество последователей православные церкви отмечают Рождество именно сегодня,вглядываясь скорее впрошлое,чем вбудущее. Как нистранно,канонические территории каждой изних— Русской,Сербской,иГрузинской— превратились напротяжении последних тридцати лет варены масштабных междоусобных войн (которых впрошлые столетия между православными государствами случалось намного меньше,чем между католическими). Случайно ли это совпадение? или приверженность юлианскому календарю отражает неспособность церковных иерархов возвысить свой голос взащиту братства имира?
Врядли ясмогу ответить наэтот вопрос,нопоставить его сегодня,вканун большого христианского праздника,отмечаемого миллионами людей,все же необходимо.