2025-01-20 MoscowTimes HaiPress
В ГМИИ им. А.С. Пушкина – опять новый директор. На место Елизаветы Лихачевой,не просидевшей в кресле и двух лет,пришла Ольга Галактионова,возглавлявшая прежде Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Объясняем,почему при ней Пушкинский музей ничего хорошего не ждет.
Острая на язык Елизавета Лихачева (слева) уступит музей Ольге Галактионовой
Социальные сети
Страда Минкульта РФнамузейной ниве неточто неидет наспад,норазгорается. Полигоном для экспериментов федеральные чиновники назначили Пушкинский музей. Если Марина Лошак,ушедшая споста генерального директора ГМИИ вмарте 2023 года,хранила главную столичную сокровищницу зарубежного искусства десять лет,что уже показалось кратким эпизодом после 52 лет директорства Ирины Антоновой,тоЛихачевой недали идвух. Тенденция? Каждый следующий директор будет все меньше времени проводить напосту? Музей вовласти временщиков будет скатываться все ниже?
Чтобы понять,кчему все идет,надо вспомнить,что было. Назначение директором ГМИИ Елизаветы Лихачевой в2023 году гарантировало принципиальную смену вектора— уход отлюбых либеральных инициатив иактуальных музейных трендов,исключение коллаборацией ссовременным искусством,невозможность его интервенций впостоянную экспозицию,исключение изпрограммы выставок видеоарта ипрочих медиаискусств. Так ислучилось— мыстали свидетелями отказа отвсего,что было мейнстримом вбытность директором Марины Лошак,при которой жизнь вГМИИ била ключом.
Какие-то нововведения Лошак вызывали заслуженную критику— скажем,переустройство постоянной экспозиции попроекту француза Патрика Уркада было явной неудачей,ноидея Лихачевой вернуть вэкспозиции все,как было «при бабушке» (Ирине Антоновой) выглядела как минимум странной. Очевидный шаг назад.
Понятно,Елизавету Лихачеву назначили руководить втрудные времена,иможно подумать,что впрямом смысле глобальная сложность,скоторой столкнулся вверенный еймузей сначалом войны вУкраине,состоит внедоступности выставок из-за рубежа— все-таки музей представляет восновном западное искусство. Однако наделе главная проблема,возникшая сприходом Лихачевой,состояла как раз вконсервативном векторе. Вот как около года назад описывал происходящее вОтделе медиаискусств ГМИИ теперь уже бывший сотрудник:
«Отдел продолжает закупать работы художников— разумеется,наденьги патронов. Закупать инепоказывать. Сотрудники готовы делать актуальные выставки,ноимнедают ихделать. Современное искусство,побольшому счету,отдано наоткуп филиалам. АвМоскве никаких интервенций,никакого видеоарта».
Впечатления иожидания отдеятельности директора вГМИИ родились,разумеется,ненапустом месте. Стоит иметь ввиду еенеоднозначную прежнюю репутацию,заслуженную вгоды руководства Государственным музеем архитектуры им.Щусева,где Елизавета Лихачева— да,многое успела инемало способствовала популярности институции. Ноинтрига,после которой Лихачева в2017 году пришла туда,еенеблаговидная роль всюжете сприсоединением кмузею дома Константина Мельникова,информация оеепрошлой,когда-то давно,работе вФедеральной миграционной службе,— все вместе невызывало доверия. Впервое время многие просто игнорировали еевернисажи вМузее архитектуры.
Постепенно иэто забылось— ейхотелось нравиться,она старалась. Было много выставок,вихчисле достойные. Лихачева,единственная издиректоров музеев вМоскве,пустила ксебе вМузей архитектуры выставку кпятилетию «Последнего адреса»— заэто еймногие были благодарны. Икогда летом 2024 года обнаружилось,что содного иззданий ГМИИ им.А.С.Пушкина сняли две таблички «Последнего адреса»,ижурналист Сергей Пархоменко разразился наэтот счет гневным постом вадрес Лихачевой,она нашла,что ответить. Вчастности,там было итакое,вадрес еекритиков:
«Какое счастье,что этим людям,которые сейчас сидят позаграницам,никогда несветит вРоссии власть. Чем ихдействия отличаются отСталина иГУЛАГа?».
Кто знает,светитли теперь какая-то власть ейсамой.
Похоже,обвинения были всамом деле напрасны— журналистка Татьяна Малкина сообщила,что уничтоженные таблички Лихачева восстановила засвой счет. Пархоменко эту информацию,правда,тамже,вкомментариях,скорректировал: «Она [Елизавета Лихачева] поступила очень странно: распорядилась удалить дубликаты табличек,уже установленные „Последним адресом“,иустановить наихместе другие— изготовленные самим музеем— „подороже“ и„покрасивше“,чем стандартные таблички поэскизу Бродского. Ну,видимо,чтоб духу неосталось отэтих,которые тут самодеятельность свою разводят…» После этого новые таблички кто-то вырубил топором— прямо смузейного фасада. Такая теперь жизнь.
Возвращаясь кперсоне бывшего директора,обратим внимание нато,что Елизавета Лихачева вообще засловом вкарман нелезет. Свое увольнение она пока некомментировала,нообычно говорит много ивременами смачно. Как-то раз назвала президента Путина «нашим Моисеем»,который «нам дает эти тридцать лет для того,чтобы мывышли израбства ипришли вЗемлю обетованную». Другой— дала повод депутатам Госдумы РФдонести нанее вГенпрокуратуру засказанное оСталине: «Онсдох,все,проехали»
СоСталиным наустах она отреагировала иназакрытие вноябре Музея истории ГУЛАГа:
«Это глупость. Говоря словами товарища Сталина,„глупость,граничащая спреступлением“».
Забавно,что вэтой реплике многие наивно усматривают причину отставки. Уверена,это нетак. Влучшем случае,формальный повод,итоврядли. Просто пришла пора освободить место нужному человеку— так было задумано.
Абсолютно лояльная власти,работавшая спатриотическим рвением иниразу невысказавшаяся против войны,Елизавета Лихачева нестала адептом игероем власти— авозможно,инепыталась. Иничем,значит,незаслужила ееособой благодарности. Неотличилась директор инапрофессиональном поприще— блокбастеров вмузее впериод ееправления небыло (даонабы инеуспела ихвыпустить),атеприличные выставки,что состоялись,готовились при Лошак.
Есть еще одно свойство Елизаветы Лихачевой,несовместимое снынешними требованиями кеетеперь уже бывшему посту: она слишком музейщик,искусство любит больше,чем власть. Икомментировала политически важную передачу иконы«Троица» св. Андрея Рублева впользование РПЦ:
«Она может быть просто утрачена,она может развалиться начасти…»
Галактионова просто прошлабы мимо— как прошла мимо министр культуры Любимова.
Выпадже Елизаветы Лихачевой против уничтожения Музея истории ГУЛАГа,если процитировать его полностью,выглядит нестоль однозначным:
«Людям,которые называют себя патриотами,кажется,что обсуждение темы сталинских репрессий,осуждение ихльет воду намельницу наших врагов. Насамом деле это нетак. Мы,только мыможем говорить освоем прошлом,только мыможем его каким-то образом изучать,трактовать».
Лихачева ясно указала,кто враг. Аясразу вспомнила,как художник Владимир Янкилевский,рассказывая мне оскандале,устроенном Хрущевым наВыставке к30-летию МОСХа вМанеже в1962-м,которому онбыл свидетелем,особенно выделял реакцию генсека наприсутствовавших взале иностранцев. Пропустив мимо ушей,что все это дружественные корреспонденты изсоцстран,Хрущев заявил: «Для нас все иностранцы— враги».
Казалось,что в1990-х это некогда популярное мнение утратило актуальность. Нопришли другие времена.
Былали неожиданной кандидатура нового директора? Для кого-то возможно: непрофессионал вмузейном деле становится воглаве одного изглавных музеев страны! Ноэто если незнать,что пришедшая вмузей Ольга Галактионова вчастной жизни— старая близкая подруга министра культуры Ольги Любимовой. Обэтом давно говорили,аоднажды даже написали. Таким образом,уЕлизаветы Лихачевой небыло шансов остаться— она была лишь местоблюстителем,пока созревал другой кандидат.
Назначение случилосьбы,возможно,ираньше,ноуГалактионовой совсем небыло музейного опыта,аЛюбимова тогда еще недостаточно надежно сидела вкресле министра,чтобы принимать решения такого уровня. РОСИЗО пригодилось,чтобы пересидеть инабраться опыта— невполне музейного,новсеже.
Ходилиже слухи,что после инаугурации Путина в2024-м Любимову уберут. Ноона усидела,почувствовала себя наконе,ипуть для еечеловека был открыт.
Тут самое время объяснить,что такое РОСИЗО. Это госструктура,созданная в1959 году для координации прежде всего зарубежных,ноотчасти иотечественных выставок советских музеев,ссобственной коллекцией,вкоторой нетолько соцреализм,есть истарое искусство,иусловно новое,и,например,фантастическая коллекция плакатов. Стоит еще упомянуть,что в1977–1994 годах эта организация называлась «Росизопропагандой». Она нефигурировала публично как самостоятельная структура,инеформальный интерес кней возник впервые всвязи сеевыставочной активностью— в2013-м,когда РОСИЗО возглавила будущий (теперь уже бывший) директор Третьяковки Зельфира Трегулова,ипозже,когда,тоже очень очень короткое время,имруководила еебывшая заместительница Татьяна Волосатова.
Следующий этап скромного пути РОСИЗО начался в2016-м,когда министр Мединский лишил самостоятельности Государственный центр современного искусства— бывший независимый ГЦСИ,созданный в1992 году Леонидом Бажановым,ивключил его направах структурного подразделения вРОСИЗО,ккоторому отошли ирегиональные филиалы ГЦСИ. Ихвпоследствии перекинули введение ГМИИ им.А.С.Пушкина (вот она,формальная связь двух структур) направах музейных филиалов,ноколлекция искусства,собранная ГЦСИ,осталась введении РОСИЗО. Иостается досих пор.
Самже центр РОСИЗО давно служит местом,позволяющим госчиновникам пересидеть донового назначения. Имобычно делегируется игрязная работа,показательный пример— Сергей Перов,выпускник Алматинского военного училища,поруководивший госструктурой в2015–2018гг. При нем происходила скандальная реструктуризация ГЦСИ при его присоединении кРОСИЗО. Пришел туда Перов,успев поработать вадминистрации президента РФиаппарате правительства,оттуда ушел замом вДепартамент культуры правительства Москвы,ав2024-м избран главой совета директоров фонда «Сколково».
Кто такая Ольга Галактионова? Судя поанамнезу,опубликованному всвязи сназначением,она извечно эффективных менеджеров самого широкого профиля. Два года вАкадемии живописи,ваяния изодчества Ильи Глазунова ичетыре вГИТИСе (вактерской группе нарежиссерском факультете,вмастерской Марка Захарова) дают нестоль исчерпывающее представление одостоинствах будущего музейного директора,как послужной список:
«При ееучастии были реализованы масштабные выставочные итеатральные проекты,вчастности,приуроченные кГоду театра вРоссии. Она была автором ипродюсером около 50 документальных фильмов. Доприхода вРОСИЗО с2009 года работала генеральным директором кинокомпании „Галактика“,атакже советником председателя правления Фонда Алексея Кудрина поподдержке гражданских инициатив».
Мынезнаем этих проектов,нооценили масштаб.
РОСИЗО при Галактионовой (она тут с2021 года) становился соучастником разных выставочных проектов,но ниодин небыл организован ею. «Как „ДКСССР“ создает фейковый образ советской культуры ипочемуонникому ненужен»,— сообщал «Ъ» опрошлогодней выставке «Дом культуры СССР»,устроенной РОСИЗО в «Манеже».
Что значит устроенной? К 100-летию образование Советского Союза— наконец-то они нашли,что праздновать,— предполагалась ивыставка,призванная демонстрировать искусство,созданное вСССР. Ее«повесили» наРОСИЗО,ноэто было даже необщее руководство,потому что завсе разделы отвечали авторитетные институции федерального уровня,включая Третьяковку иРусский музей— они справились сами. Икак раз через пять дней после вернисажа была уволена споста директора Третьяковки куратор одного изразделов Зельфира Трегулова. Этим выставка ивойдет висторию.
Накануне ееоткрытия Ольга Галактионова дала интервью,вкотором,сообщала:
«Про соцреализм надо понимать впервую очередь,что это большое искусство. Амасштаб иценность его мыосознаем несколько позже,когда пройдет время. Для оценки нашего искусства последнего столетия пока ненабралось необходимой временной дистанции».
Что,правда? Это всамом деле сказала глава современного музея?
Именно,иведь такое невпервой. Вразные времена Пушкинским музеем руководили нетолько историки ихудожники,был среди директоров ибывший ветеринарный врач,было инесколько партработников. Кого-то оттуда выносили вперед ногами,кого-то ирасстреляли— других награждали. История превращения в1949–1953 годах ГМИИ вмузей подарков Сталину особенно пугает тем,что тогда вмузей пришли госконтролеры,имногих уволили,анекоторых… Подробности тут.
После этого оставалось радоваться нетолько смерти тирана,ноитому,что музей впринципе открыли,аужкогда повесили импрессионистов,ивовсе было счастье.
Вцелом путь ГМИИ всоветские времена был унылым тоскливым существованием зажелезным занавесом,иредчайщие взлеты,связанные суникальными выставками,лишь подчеркивали исключительность таких событий. Исотрудники,ипосетители утешались вечным искусством,просто глядя на«Темзу втумане» или «Артаксеркса,Амана иЭсфирь».
Музейная жизнь тех лет проходила втисках суровой тотальной цензуры,которая неточто возвращается,нодавно вернулась вотечественные музеи влице штатных цензоров— тех,кого раньше называли «кураторами изорганов». Такие спецы теперь есть вбольшинстве государственных институций,имеют разные должности,ноодни функции. Есть такой персонаж ивГМИИ им.А.С.Пушкина: директор пообщим вопросам Олег Чепурной,внедавнем прошлом начальник центрального пограничного архива ФСБ.
При всей разнице бэкграундов его иГалактионовой,они одного поля ягоды — готовы сидеть водной песочнице,вкоторой будут своими. Иэто главное ихдостоинство – вглазах высшего руководства,которому теперь мало иметь наважных постах просто лояльных. Имнужны свои.